Аннотация
Постановка задачи: В современных интеллектуальных транспортных системах значительное влияние приобретают технологии V2V (аббр. от англ. Vehicle-to-Vehicle), способствующие обмену информацией между транспортными средствами, и V2I (аббр. от англ. Vehicle-to-Infrastructure), обеспечивающие взаимодействие между транспортными средствами и инфраструктурой. Процесс внедрения данных технологий в интеллектуальные транспортные системы направлен на оптимизацию организации передачи данных с целью минимизации чрезвычайных ситуаций на дороге и более эффективного управления транспортным потоком. Тем не менее высокая мобильность транспортного потока и ненадежность автомобильной связи, в т. ч. задержки и потери данных, могут нарушить стабильность функционирования системы совместного управления. Целью работы является аналитический обзор технологий V2V и V2I в контексте их важной роли в развитии автономного движения и интеллектуальных транспортных систем. Предлагается рассмотреть совместное использование, построение моделей V2V и V2I с технологией store-carry-and-forward с целью оптимизации задействованных ресурсов и минимизации задержки доставки данных. Новизна: в рамках данной статьи предлагается сравнительный анализ технологий V2V и V2I, который позволяет подробно изучить особенности, преимущества и ограничения каждой из них. Кроме того, в статье рассматривается перспектива интеграции технологий V2V и V2I в интеллектуальные транспортные системы с использованием метода store-carry-and-forward. Представленная концепция актуальна и способствует оптимизации передачи данных в интеллектуальных транспортных системах. Результат: сформулирован аналитический обзор подходов к построению моделей и принципов работы V2X-систем, подробно рассмотрены их функциональность и взаимодействие в контексте современных информационных и транспортных систем. Был проведен сравнительный анализ двух важных аспектов V2X-технологий: V2V и V2I. Сравнительный анализ технологий V2V и V2I показал, что V2V более проста в реализации, в то время как V2I обладает широкими возможностями для управления движением и повышения безопасности. Приведены возможности совместного применения V2V и V2I, как с использованием технологии store-carry-and-forward, так и без нее. Исследование показало, что такой подход способен оптимизировать обмен данными и повысить надежность связи в дорожной среде, особенно в сравнении с методами без применения данной технологии. Теоретическая / Практическая значимость: Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний об интеграции подхода технологий V2V и V2I с методом store-carry-and-forward, что открывает новые возможности для оптимизации транспортных систем и эффективной передачи данных в интеллектуальных транспортных системах. Представленный подход предлагается реализовать в виде конкретных алгоритмов и программных модулей, которые могут быть интегрированы в существующие транспортные системы и практически применены для оптимизации передачи данных и управления транспортным потоком.
Ключевые слова
V2X, V2V, V2I, store-carry-and-forward, модель, аналитический обзор
Библиографическая ссылка на статью
Суравцев Р. В. Аналитический обзор подходов к построению моделей V2X-систем // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 3. EDN: DKAKCO
Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы
EDN: DKAKCO
Аннотация
Постановка задачи: в настоящее время активно развивается рынок телекоммуникационных услуг, требующих обеспечения надежной передачи данных между сетевыми узлами. Предмет исследования: в статье рассматривается применение технологии прямого исправления ошибок (FEC, аббр. от англ. Forward Error Correction) в рамках адаптивной системы передачи данных. Использование этой технологии подразумевает применение алгоритмов помехоустойчивого кодирования к передаваемой информации, тем самым минимизируя потребность в повторной передаче данных и уменьшая нагрузку на сеть. Цель исследования: обзор современных методов оптимизации технологии FEC в адаптивной системе передачи данных для повышения качеств канала связи и снижения нагрузки на приемопередающие устройства. Метод исследования: анализ технологий исправления ошибок в системах передачи данных. Результат: проведен обзор технологии FEC. Рассмотрены преимущества и недостатки ее применения и проблемы адаптивной реализации.
Ключевые слова
FEC, адаптивная модель передачи данных, помехоустойчивое кодирование
Библиографическая ссылка на статью
Баталин Н. С., Подайко С. В., Кукунин Д. С. Перспективы систем передачи данных с поддержкой технологии прямого исправления ошибок // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 5. EDN: DWAXXI
Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы
EDN: DWAXXI
Аннотация
Постановка задачи: Обеспечение информационной безопасности, особенно на объекте связи, является актуальной задачей, и важную роль здесь играет физическая защищенность объекта: невозможность для нарушителя проникнуть на охраняемую территорию незамеченным; периметральная сигнализация необходима для раннего обнаружения попыток проникновения на объект связи или промышленный объект; от ее эффективной и надежной работы зависит информационная безопасность, а также защищенность объекта от террористической атаки, сохранение жизни и здоровья людей и другие важные аспекты. Цель работы ‒ проанализировать и сравнить вероятности проникновения нарушителя через ограждение при использовании на объекте извещателей периметральной сигнализации, основанных на различных принципах действия, а также комбинации данных извещателей. Результат: Проанализирована эффективность периметральной сигнализации при применении разных извещателей, а также при их комбинации. Кроме того, приведены расчеты вероятности преодоления нарушителем ограждения для рассмотренных случаев. Разобраны принципы обнаружения нарушителя извещателями периметральной сигнализации; различные принципы их действия позволяют обнаружить попытки проникновения разными способами, поэтому для повышения защищенности объекта рекомендуется комбинировать извещатели периметральной сигнализации. Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для выбора и комбинации извещателей периметральной сигнализации, позволяют повысить вероятность раннего обнаружения проникновения нарушителя на объект, что увеличивает его защищенность.
Ключевые слова
периметральная сигнализация, ограждение, вероятность проникновения нарушителя, извещатель, объект связи.
Библиографическая ссылка на статью
Герлинг Е. Ю. Анализ вероятности проникновения нарушителя на объект через периметр // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 2. С. 4. EDN: JZIKZD
Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы
EDN: JZIKZD
Аннотация
Постановка задачи: применение помехоустойчивого кодирования в каналах связи с переменными параметрами приводит к необходимости использования кодов, исправляющая способность и избыточность которых соответствуют наихудшему состоянию канала, что приводит к уменьшению скорости применяемого кода. Целью работы является анализ методов организации адаптивного помехоустойчивого кодирования как решения поставленной задачи. Предлагается применять коды, допускающие укорочение кодового слова сокращением числа избыточных или информационных элементов. Результат: сформулирована общая задача построения систем с адаптивным помехоустойчивым кодированием. Представлены блок-схема приемо-передатчика такой системы и алгоритм принятия решений о выборе помехоустойчивого кода, который может быть реализован в том числе с применением методов искусственного интеллекта. Приведены варианты помехоустойчивых кодов с укорочением кодового слова по проверочным и информационным элементам, а также представлены их вероятностные характеристики, полученные моделированием. Теоретическая/Практическая значимость: представленные подходы могут быть применены для построения адаптивных систем передачи данных. Для рассмотренных помехоустойчивых кодов выделены укорочения, которые позволяют использовать кодовые блоки данных с размером, кратным одному октету, что удобно для программной реализации соответствующих кодеков.
Ключевые слова
помехоустойчивое кодирование, адаптивная передача, эквидистантный код, код Рида ‒ Соломона, укороченный код, двоичный симметричный канал.
Библиографическая ссылка на статью
Владимиров С. С., Остапчук Р. Л., Скакунов И. Р. Методы организации адаптивного помехоустойчивого кодирования // Вестник СПбГУТ. 2024. Т. 2. № 1. С. 3. EDN: DUOERL
Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы
Статья посвящена пятилетию института магистратуры
EDN: DUOERL
Аннотация
Постановка задачи: идентификация нештатных ситуаций на железной дороге для обеспечения безопасности и оптимизации процессов включает в себя наблюдение за состоянием инфраструктуры, движением поездов, погодными условиями и другими факторами, способными привести к чрезвычайным ситуациям. Целью работы является разработка специализированного программного обеспечения с использованием кластерного анализа данных для выявления причин аварий на железнодорожном транспорте России, что критически важно из-за его значительного влияния на общественную безопасность и экономику страны, а также из-за потенциальных угроз, связанных с возможными чрезвычайными ситуациями, особенно при перевозке опасных грузов. Используемые методы: кластерный анализ для систематизации разнообразных видов аномалий, возникающих на железнодорожном транспорте, с учетом таких параметров, как источники возникновения проблем, географическое расположение и временные характеристики. Они позволят выявить ключевые группы ситуаций и лучше понять их природу, а также оценить эффективность предотвращения чрезвычайных ситуаций. Элементами новизны представленного решения является применение кластерного анализа для выявления тенденций, закономерностей и потенциальных сценариев в данных, связанных с авариями на железной дороге. Результат: с использованием метода кластерного анализа данных осуществляется выявление основных закономерностей, лежащих в основе непривычных обстоятельств в функционировании железнодорожного транспорта. Это позволяет прийти к существенным выводам, включая идентификацию различных категорий нештатных ситуаций, оптимизацию мер безопасности и повышение результативности железнодорожной системы. Теоретическая/Практическая значимость состоит в выработке рекомендаций по улучшению инфраструктуры, повышению мер безопасности и в конечном итоге повышению общей эффективности транспортной системы в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова
нештатные ситуации, чрезвычайные ситуации, кластерный анализ, железнодорожный транспорт, оптимизация процессов, тенденции, мониторинг, безопасность, Data Mining (анализ данных), разработка программного обеспечения и рекомендаций.
Библиографическая ссылка на статью
Макеева В. В., Вивчарь Р. М., Березкин А. А. Идентификация нештатных ситуаций железнодорожного транспорта России на основе кластерного анализа данных // Вестник СПбГУТ. 2024. Т. 2. № 2. С. 1. EDN: KSEHFQ
Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы
EDN: KSEHFQ
Аннотация
Постановка задачи. Требования оперативности обмена данными в протяженных проводных системах контроля и управления без возможности замены существующих линий связи предполагают модификацию соответствующих методов реализации оборудования. Целью работы является выбор способа преобразования исходного цифрового сигнала к виду, пригодному для ввода-вывода в линейный тракт со множеством подключенных к линии абонентов. Полученные результаты. Описан способ модуляции и демодуляции, обеспечивающий обмен данными между абонентами при динамическом диапазоне сигналов на входах приемников до 60 дБ и высоком уровне межсимвольных помех. Представлен вариант реализации приемо-передающего оборудования на базе доступных на рынке комплектующих. Разработана программа процессора приемника, обеспечивающая адаптацию алгоритма во всем диапазоне протяженностей и состава линий связи и скоростей передачи данных 4800÷9600 кбит/с. Новизна. В отличие от ЧПИ (трехуровневый сигнал с чередованием полярности импульсов), верхняя частота спектра полученного сигнала увеличивается только в 1,25 раза, и сигнал является двухуровневым, что обеспечивает его затухание на линии предельной длины приблизительно на 15 дБ меньше чем у ЧПИ. Практическая / теоретическая значимость. Материал может быть полезен для разработчиков аппаратуры телемеханики использующей проводные каналы связи.
Ключевые слова
проводная линия, линейный сигнал, способ кодирования, способ модуляции, способ демодуляции, цифровая обработка сигналов, частотная манипуляция, сопротивление шлейфа, затухание сигнала, контролируемый пункт, диспетчерский пункт.
Библиографическая ссылка на статью
Точилов В. Н., Бойков М. С., Лукичёв М. П., Ташчи Р. Л. Принципы построения связного оборудования систем телемеханики с линейной топологией на базе составных кабельных линий связи // Вестник СПбГУТ. 2024. Т. 2. № 2. С. 5. EDN: KBOHUH
Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы
EDN: KBOHUH