193232, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 22/1 vestnik@sut.ru
ISSN 2307-1303

№ 1 2023

 

Читать весь выпуск

 

Изместьева Е. А.

Моделирование сверхширокополосной системы в среде Simulink

Аннотация
Постановка задачи: разработка модели сверхширокополосного (СШП) приемника и передатчика с каналом связи в среде Simulink с учетом принципов построения СШП систем для проведения оценки первичных параметров. Целью работы является реализация в модели источника СШП сигнала в виде потока хаотических радиоимпульсов и последующее сопряжение с блоками, характерными для приемников и передатчиков. Новизна: элементы новизны носят настройки блоков схемы модели, необходимые для обеспечения работы с источником СШП сигнала, а также ответвление в виде детектора для последующих исследований. Результат: получение алгоритма составления модели, проведение проверки на работоспособность при применении оценки по количественному параметру ‒ коэффициенту битовых ошибок. Практическая значимость: разработанная в Simulink модель СШП системы является основой для изучения значений первичных параметров системы перед ее физической реализацией и проведения экспериментов, расширяющих возможности применения модели.

Ключевые слова
сверхширокополосные сигналы, хаотические радиоимпульсы, моделирование приемопередатчика, Simulink, MATLAB.

Библиографическая ссылка на статью
Изместьева Е. А. Моделирование сверхширокополосной системы в среде Simulink // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 1. EDN: AQHJOU

Эта статья относится к разделу Радиотехнологии связи

EDN: AQHJOU
Читать статью

 


 

Антипин Б. М., Виноградов Е. М., Терновая А. К., Александров И. В.

Технические требования к радиоконтрольному оборудованию для оценки параметров излучений беспилотных авиационных систем и определения местоположения их элементов

Аннотация
Постановка задачи: Увеличение производства и применения беспилотных авиационных систем в РФ в рамках реализации государственных программ определяется их техническими возможностями, обеспечивающими повышение эффективности решения конкретных задач в гражданской сфере. Применение беспилотных авиационных систем в Российской Федерации может осуществляться только с соблюдением требований разрешительных и нормативных документов, а использование беспилотных воздушных судов ― при условии обеспечения: 1) безопасности других пользователей воздушного пространства, а также людей и имущества на земле, 2) электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Целью работы является определение основных технических требований к радиоконтрольному оборудованию, необходимому для оценки параметров излучений беспилотных авиационных систем, а также для определения местоположения беспилотных воздушных судов и пультов управления беспилотных авиационных систем. Новизна: в существующей практике регулирования использования национального радиочастотного ресурса практически отсутствуют нормативные документы, в которых были бы сформулированы требования к параметрам излучений радиотехнического оборудования беспилотных авиационных систем в части обеспечения электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами других систем радиосвязи, а следовательно нет и требований к радиоконтрольному оборудованию, которое должно измерять и проверять излучения передатчиков беспилотных авиационных систем. Результат: на основе анализа функциональных возможностей элементов беспилотных авиационных систем, характеристик и параметров излучений их передатчиков, а также анализа действующих отечественных и международных нормативных документов сформулированы требования к радиоконтрольному оборудования для оценки параметров излучений радиотехнического оборудования беспилотных авиационных систем. Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанных требований в качестве обоснованных ориентиров для закупки оборудования и оснащения подразделений радиоконтроля радиочастотной службы Администрации связи РФ, а также других министерств и ведомств.

Ключевые слова
беспилотные авиационные системы, беспилотные воздушные суда, телеуправление, частотные диапазоны для радиоканалов, характеристики излучений, требования к оборудованию радиоконтроля

Библиографическая ссылка на статью
Антипин Б. М., Виноградов Е. М., Терновая А. К., Александров И. В. Технические требования к радиоконтрольному оборудованию для оценки параметров излучений беспилотных авиационных систем и определения местоположения их элементов // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 2. EDN: CTDCNK

Эта статья относится к разделу Радиотехнологии связи

EDN: CTDCNK
Читать статью

 


 

Суравцев Р. В.

Аналитический обзор подходов к построению моделей V2X-систем

Аннотация
Постановка задачи: В современных интеллектуальных транспортных системах значительное влияние приобретают технологии V2V (аббр. от англ. Vehicle-to-Vehicle), способствующие обмену информацией между транспортными средствами, и V2I (аббр. от англ. Vehicle-to-Infrastructure), обеспечивающие взаимодействие между транспортными средствами и инфраструктурой. Процесс внедрения данных технологий в интеллектуальные транспортные системы направлен на оптимизацию организации передачи данных с целью минимизации чрезвычайных ситуаций на дороге и более эффективного управления транспортным потоком. Тем не менее высокая мобильность транспортного потока и ненадежность автомобильной связи, в т. ч. задержки и потери данных, могут нарушить стабильность функционирования системы совместного управления. Целью работы является аналитический обзор технологий V2V и V2I в контексте их важной роли в развитии автономного движения и интеллектуальных транспортных систем. Предлагается рассмотреть совместное использование, построение моделей V2V и V2I с технологией store-carry-and-forward с целью оптимизации задействованных ресурсов и минимизации задержки доставки данных. Новизна: в рамках данной статьи предлагается сравнительный анализ технологий V2V и V2I, который позволяет подробно изучить особенности, преимущества и ограничения каждой из них. Кроме того, в статье рассматривается перспектива интеграции технологий V2V и V2I в интеллектуальные транспортные системы с использованием метода store-carry-and-forward. Представленная концепция актуальна и способствует оптимизации передачи данных в интеллектуальных транспортных системах. Результат: сформулирован аналитический обзор подходов к построению моделей и принципов работы V2X-систем, подробно рассмотрены их функциональность и взаимодействие в контексте современных информационных и транспортных систем. Был проведен сравнительный анализ двух важных аспектов V2X-технологий: V2V и V2I. Сравнительный анализ технологий V2V и V2I показал, что V2V более проста в реализации, в то время как V2I обладает широкими возможностями для управления движением и повышения безопасности. Приведены возможности совместного применения V2V и V2I, как с использованием технологии store-carry-and-forward, так и без нее. Исследование показало, что такой подход способен оптимизировать обмен данными и повысить надежность связи в дорожной среде, особенно в сравнении с методами без применения данной технологии. Теоретическая / Практическая значимость: Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний об интеграции подхода технологий V2V и V2I с методом store-carry-and-forward, что открывает новые возможности для оптимизации транспортных систем и эффективной передачи данных в интеллектуальных транспортных системах. Представленный подход предлагается реализовать в виде конкретных алгоритмов и программных модулей, которые могут быть интегрированы в существующие транспортные системы и практически применены для оптимизации передачи данных и управления транспортным потоком.

Ключевые слова
V2X, V2V, V2I, store-carry-and-forward, модель, аналитический обзор

Библиографическая ссылка на статью
Суравцев Р. В. Аналитический обзор подходов к построению моделей V2X-систем // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 3. EDN: DKAKCO

Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы

EDN: DKAKCO
Читать статью

 


 

Пыпина Д. Д., Астафьева-Румянцева И. Е.

Продвижение музыкального продукта с помощью личного бренда на примере альбома «Midnights» Тейлор Свифт

Аннотация
Постановка задачи. Исследование специфики продвижения музыкального продукта с помощью личного бренда на примере альбома «Midnights» Тейлор Свифт. Гипотеза: эффективность продвижения музыкального продукта повышается при использовании креативных и минимизации традиционных (медиатур, появление на ток-шоу, интервью в журналах) методов. Основным каналом продвижения альбома посредством личного бренда является сообщество социальных сетей, а ключевым инструментом – креативная адаптация контента в соответствии с форматом интернет-платформы в целях максимизации влияния маркетинговых сообщений на аудиторию. Цель: изучение и обобщение практики креативного продвижения музыкального альбома в социальных сетях посредством личного бренда, позволяющей избежать прямого рекламирования товара, а также существенно сократить дистанцию между лидером мнений и аудиторией, что увеличит ее лояльность и экономический эффект от взаимодействия. Результат: проанализированы инструменты продвижения музыкального продукта с помощью личного бренда на примере «Midnights» Тейлор Свифт, благодаря которым альбом стал самым прослушиваемым, а концертный тур – коммерчески успешным не только для нее и организаторов тура. Среди них: увеличение объема и жанрового разнообразия контента в социальных сетях; отказ от традиционных средств продвижения музыкального продукта; партнерство с инфлюенсерами, брендами, администрациями штатов; эффективные техники вовлечения аудитории; сторителлинг.

Ключевые слова
личный бренд, продвижение музыкального альбома, инфлюенсер, креативное продвижение, продвижение через социальные сети

Библиографическая ссылка на статью
Пыпина Д. Д., Астафьева-Румянцева И. Е. Продвижение музыкального продукта с помощью личного бренда на примере альбома «Midnights» Тейлор Свифт // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 4. EDN: EIGQRY

Эта статья относится к разделу Социальные цифровые технологии

EDN: EIGQRY
Читать статью

 


 

Баталин Н. С., Подайко С. В., Кукунин Д. С.

Перспективы систем передачи данных с поддержкой технологии прямого исправления ошибок

Аннотация
Постановка задачи: в настоящее время активно развивается рынок телекоммуникационных услуг, требующих обеспечения надежной передачи данных между сетевыми узлами. Предмет исследования: в статье рассматривается применение технологии прямого исправления ошибок (FEC, аббр. от англ. Forward Error Correction) в рамках адаптивной системы передачи данных. Использование этой технологии подразумевает применение алгоритмов помехоустойчивого кодирования к передаваемой информации, тем самым минимизируя потребность в повторной передаче данных и уменьшая нагрузку на сеть. Цель исследования: обзор современных методов оптимизации технологии FEC в адаптивной системе передачи данных для повышения качеств канала связи и снижения нагрузки на приемопередающие устройства. Метод исследования: анализ технологий исправления ошибок в системах передачи данных. Результат: проведен обзор технологии FEC. Рассмотрены преимущества и недостатки ее применения и проблемы адаптивной реализации.

Ключевые слова
FEC, адаптивная модель передачи данных, помехоустойчивое кодирование

Библиографическая ссылка на статью
Баталин Н. С., Подайко С. В., Кукунин Д. С. Перспективы систем передачи данных с поддержкой технологии прямого исправления ошибок // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 5. EDN: DWAXXI

Эта статья относится к разделу Инфокоммуникационные сети и системы

EDN: DWAXXI
Читать статью

 


 

Передистов Е. Ю.

Водородопроницаемые мембраны из сплавов V-Pd

Аннотация
Постановка задачи: одной из важнейших задач микроэлектроники является получение сверхчистого водорода; наиболее распространенный способ ― доочистка водорода технической или высокой чистоты при помощи металлических мембран из палладия и его сплавов. Предмет исследования: альтернативой палладиевым мембранам являются мембраны на основе металлов пятой группы, в частности из бинарных сплавов V-Pd. Метод исследования: исследована растворимость водорода в сплавах замещения Pd-(V-xPd)-Pd (х = 5; 7,5; 9,8 ат. %); получены изотермы зависимости давления от равновесной концентрации растворенного водорода в металле в диапазоне температур (350–400°С), давлений (5×10-3–0,8 МПа) и концентраций растворенного водорода H/Me (4×10-4 до 0,6); получены плотности проникающего потока водорода сквозь мембраны при изменении входного давления 0,1 до 0,8 МПа, при давлении равном 0,1 МПа на выходной стороне мембраны и температуре 400 °С. Результат: полученные в ходе экспериментов значения проницаемости водорода через мембраны V-Pd наглядно показывают перспективность использования выбранных сплавов (V-7,5Pd, V-9,8Pd) для получения сверхчистого водорода.

Ключевые слова
получение водорода, сверхчистый водород, ванадиевые мембраны, сплавы металлов пятой группы

Библиографическая ссылка на статью
Передистов Е. Ю. Водородопроницаемые мембраны из сплавов V-Pd // Вестник СПбГУТ. 2023. Т. 1. № 1. С. 6. EDN: IVCHLZ

Эта статья относится к разделу Исследования в области точных наук

EDN: IVCHLZ
Читать статью